Site logo

Маргарита Иоффе: «Все это не сравнится с тем моментом, когда впервые я встретилась с Антоном Тимофеевым».

Портал «Timewill» расспросил Маргариту Иоффе — режиссера театра «Лица», актрису театра «Неформат», руководителя детского центра «Я расту», что такое театр, каков путь к актерскому мастерству, и зачем людям нужен храм искусства.

— Неформат основан в 2014 году и заявлен, как экспериментальный театр. В чем выражается эта экспериментальность?

— Неформат появился в моей жизни в 2018 году и до нашего знакомства с ним существовал четыре года. Как говорит Антон, он никогда не стремился создать этот театр. Его привели к этому. Коллеги из других театров предложили Антону создать собственный храм искусства, объединиться и самоорганизоваться. И изначально труппа состояла из нескольких человек, спустя время стали приглашать актеров из других театров и не только. Экспериментальность Неформата выражается в том, что на сцене нашего театра вы можете видеть и актеров-профессионалов, и актеров-любителей одновременно. Люди на равных проявляются и чувствуют себя творцами независимо от того, есть ли у них документально-подтвержденная специальность или же они просто работают так, как чувствуют.

— Театр XXI века – какой он?

— Неоднозначный театр. То, что можно созерцать, во что можно погрузиться и прожить одновременно. Искусство уже сделало шаг за сцену и соприкоснулось со зрителем. Это иммерсивный театр. Взаимодействие, где зритель проживает и переживает вместе с актером.

— Как ты пришла к актерскому мастерству?

 — Я пережила очень большую жизненную трагедию и потеряла смысл жизни. Ответственность перед собственными детьми за их воспитание и некоторая надежда на то, что все вернется на круги своя, поддерживали меня здесь. Хотя сейчас я понимаю, что нельзя было к этому стремиться, жизнь не приобретет внешний вид. Всегда нужно искать новый путь, смысл и вспомнить первоначальные задачи души. Проживая эту трагедию, я искала себя, опору, точку становления: занималась спортом, рукоделием, шила. И в этот период моих исканий, подруга показала мне объявление о кастинге в «Школу Театр». Без особого энтузиазма, после тренировки, абсолютно не готовясь, я пошла на прослушивание и прожила, проиграла небольшой запас необходимой программы. Спустя несколько дней мне позвонили и сообщили о том, что я прошла. Началась самая интересная часть – обучение актерскому мастерству, речи, сценическому движению. Юрий Смышников – заслуженный артист России был куратором моей группы, и я от него переняла невероятный опыт. Но все это не сравнится с тем моментом, когда впервые я встретилась с Антоном Тимофеевым. По программе обучения мы должны были работать с театральным режиссером, чтобы нам поставили спектакль и в конце года нас передали в руки Антона. Он нас ваял, лепил, погружал в работу актера и вел свою основную линию – режиссуру. И через работу с ним, я полностью погрузилась и влюбилась в театр и в Неформат, в том числе. Для меня открылся удивительный, фантастический и осознанный мир.

— Что такое театр?

— Реальный мир – физический, я называю его верхним миром логики и взаимодействия, где все можно осязать. Мир нижний – духовный, когда ты чувствуешь человека, его настроение и бессознательное. Тот момент, когда ты без слов чувствуешь состояние человека. Стык этих двух миров есть театр.

— Зачем зрителю и всем причастным – театр?

— Все ищущие. Так или иначе, человек хочет найти смысл жизни, бессмертные истины, что-то отпустить или прожить. В верхнем мире машина – это машина, мы привыкли к этому. В мире театра у машины есть душа, иногда с ней нужно поговорить, чтобы она завелась и поехала. Зритель, приходя на спектакль, проживает свои личные переживания. Через музыку, пластику, основное действие на сцене видит что-то «свое». Развязывает внутренний узелок — боль, которая его тяготила, проживает ее вместе с актером. Или наоборот, происходящее в театре поддевает этот узелок, поднимает с недр души на поверхность, напоминая о себе. И все это вместе — настоящая магия, потому что актер без зрителя не может.

— Какой самый запоминающийся момент на сцене Неформата?

Это мой первый спектакль — «Простая история» по пьесе Марии Ладо. История о сельской жизни, где главные герои животные: лошадь, корова, свинья, собака, петух, которые ведут беседу друг с другом. При этом у всех разное мировоззрение, потому что некоторые животные вообще никогда не покидали хлева и рассуждают, каков мир на самом деле. Действие происходит на фоне двух семей и их жизней, которые соприкасаются друг с другом. Я играла мудрую лошадь. Она видела мир, людей, разные ситуации этих семей и имеет абсолютно иное видение происходящего в отличие от остальных животных в хлеву. На самом деле характеры персонажей не описывают в сценариях, могут быть небольшие ремарки автора по поводу настроения или поведения героя, все это мы обсуждали и прорабатывали на репетициях вместе с режиссером. Велась огромная работа над ролью и спектаклем в целом, для того, чтобы зритель это сразу видел, считывал эмоции и характеры персонажей, понимал, о чем ведется повествование.

Что на твой взгляд сложнее: играть на сцене или режиссировать спектакль?

— Будучи режиссером, я понимаю, как много работы нужно выполнять. Задача любого режиссера видеть полностью всю картину. Мне нужно разобрать каждого героя, знать его характер, предысторию и объяснить артистам, помочь им раскрыть своего персонажа. Актер видит постановку исходя из своей роли, проживая и погружаясь в нее. Он ждет, что его поведут за собой. Моя задача – сорганизовать всех героев в единую целостную историю. Каждый актер считает, что свое действие он должен выполнить определенным образом, другой на это действие среагировать определенным образом, здесь вмешиваюсь я, чтобы все сцены и актеры в них выглядели органично, живо, по-настоящему.

Я правильно понимаю, что Антон Тимофеев сам пишет пьесы для постановок? Можно ли это назвать изюминкой театра «Неформат»?

— Да. Антон – режиссер, сценарист, актер, художник и хореограф. Талантливый человек – талантлив во всем. В этом есть его многогранность, уникальность как человека. С ним безумно интересно работать. Когда ты приходишь в театр в ключе актрисы, ты словно ребенок. «Ведите меня». Когда в ключе режиссера – словно Бог. Тебе нужно творить и создавать свой мир. И то и другое не похоже и по-своему интересно. У Антона задача в кубической степени, мы даже декорации сами делаем.

Кто или что помогает тебе играть на сцене роли и ставить спектакли?

— Жизнь ведет. Я не вижу смысла ей сопротивляться. Она подталкивает, и если тебе это откликается, нужно делать шаг. Во время пандемии, деятельность Неформата сократилась в разы, мне пришло предложение режиссировать в театральной студии «Лица». Лучший способ себя тренировать – это преподавать. Антон мне в этом помогает, подсказывает, на что обратить внимание, как выйти из затруднительной ситуации, когда, например, спектакль несколько раз переносится из-за неявки, болезни актрисы, и еще один перенос просто невозможен, мне пришлось быстро вводить замену. Я постоянно читаю профессиональную литературу, пособия и учебники, практикую разные тренинги и даю их своим артистам. Закрепляем материал и постепенно двигаемся дальше. И в работе со своими актерами я разная. Я могу быть и матерью, и наставником, и строгим педагогом.

Какую роль ты бы хотела сыграть?

— Роль злой королевы. Во мне это есть. Через коварную улыбку, взгляд передать характер и лицемерие отрицательного персонажа. А в конце спектакля падение всей темной силы. Отчаяние, злость и ненависть. Как правило, любой спектакль имеет счастливый конец, и в такой роли я бы хотела отыграть все сильные и яркие эмоции, достать их из себя.

Какой спектакль хочешь поставить?

— Сейчас у меня в работе сказка «Двенадцать месяцев» — это иммерсивный спектакль, где актеры напрямую взаимодействуют со зрителем. Причем с детьми в школе, где учится моя дочь, мы ставим этот же самый спектакль, но без интерактива. Очень хочу довести до финала эти постановки.

Работать с детьми тяжело?

— С детьми работать просто и классно. Каждый из них живет в восхитительном, фантастическом мире. Это те люди, которые слышат только себя, идут за собой, так и должно быть, но мне важно их вернуть в реальный мир, чтобы научить их взаимодействовать друг с другом. Это возможно сделать только через материю. Если мои актеры друг с другом не взаимодействуют в некоторых сценах, они взаимодействуют со зрителем, то дети пока так не могут, они закрываются, мне нужно дать им мяч в руки, чтобы появилась связка, и дети раскрылись. Я учусь у них. Это бесконечный момент развития, мы друг другу передаем творческие открытия.

Чем отличается Неформат от других воронежских театров?

— Я не была за кулисами других театров, не знаю, что там происходит. Но Неформат – это семья. Коллектив абсолютно разных и непохожих ребят. Каждый по-своему сильный, талантливый. И источник всему, конечно, Антон Тимофеев. Негласный лидер. И когда Антон раздает роли, никто не задается вопросом: «Почему я не участвую?», всегда спрашивают: «А чем я могу помочь? Чем могу быть полезным в этой работе?» И все, кто работают в других театрах или студиях, приходят к Антону за советом: «А как ты это видишь? Как ты на это смотришь?»

— В частных театрах могут приглашать актеров, которые не состоят в труппе. В Неформате такое возможно?

— Да. Для конкретного спектакля приглашают отдельных актеров. Антон может заметить какого-то человека, который проявляется интересным образом, видеть в нем потенциал и пригласить в свой спектакль.

— В чем успех Неформата?

— В открытости, многогранности, единстве всех участников.

— Существует два мнения: «искусство лечит» и «творческие люди более склонны к выгоранию», что из этого правда?

— Здесь нужен баланс. Погружаться в мир творчества слишком сильно, откуда мы черпаем вдохновение, фантазию, жизненный ресурс — неправильно. Есть повседневные задачи, которые обязывают нас жить и существовать в реальном мире. И это нужно уметь правильно соединять. Не позволять этим двум мирам уводить за собой полностью, забывать о существовании нового, удивительного и необходимого.

— При постановке спектаклей откуда ты черпаешь вдохновение?

— Изначально руководство ставит задачи, которые нужно выполнить. Выбираю материал, и добавляю творчество. Мы с актерами разбираем роли, обсуждаем реквизит, готовим декорации. Процесс идет. Через материю, погружение в образы, искусство создаешь уже руками. И такая работа вдохновляет, особенно когда получается. Мы проговариваем то, как видим эту историю, весь спектакль. Каждый человек – может. Как только понимает, где его сила, где черпать энергию, где его «дом души» (тренинг на выявление сильных качеств – прим. ред.) — все получается. В этом и есть вдохновение.

— Что для тебя есть Неформат?

— Люди. Антон – очень важный человек театра, но если мы собираемся отдельными группами, это тоже Неформат. Это жизнь. Жизнь у большого источника, вечного и бесконечного.

— Как тебя принял Неформат?

— Отнеслись к моему появлению все по-разному: кто-то смотрел с непониманием, что я здесь делаю, кто-то был очень рад и кинулся обниматься. А я чувствовала себя спокойно. Да, я такая, какая есть. И я здесь. Мы все очень разные и учимся друг у друга.

— С какими трудностями ты столкнулась, впервые оказавшись на сцене?

— Трудности всегда внутренние. Вопросы, которые я себе задаю: «Как прожить и передать этот персонаж, чтобы мне поверили?» Но это работа актера – задавать себе вопросы.

— Сцена – это страшно?

— Это волнительно, восхитительно и упоительно. Много эмоций, внимания, которое ты переключаешь со зрителя на себя, перестаешь сразу думать о том, как ты выглядишь, как тебя оценивают, становишься инструментом, транслятором. Антон сказал мне уникальную фразу: «Просто сделай это, как трюк». Нужно не думать, выйти на сцену и сделать.

Какой ты можешь дать совет начинающим актерам?

— Определиться, точно ли театр – это твое? Если это боль, испытание и ты не чувствуешь заряда, ты не останешься, уйдешь. Если ты готов работать в театре бесплатно, в любом случае есть то, что получаешь взамен, значит, это про тебя.

Фотографии предоставлены Маргаритой Иоффе, фотограф Ольга Кардашова.

Беседовала Наталья Покровская.

Благодарим Маргариту за беседу и желаем творчески расти и развиваться.

Интервью с руководителями компании «Культурно Коротко» по ссылке на Timewill.ru

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий
    Это событие уже завершилось(
    ПОДПИШИТЕСЬ
    Чтобы первыми узнать о предстоящих событиях и мероприятиях города